Количество автомобилей в Казахстане на сегодня составляет почти шесть миллионов единиц. Главной проблемой для автолюбителей, особенно в городах Астана и Алматы, остаются пробки. В час пик средняя скорость передвижения на машинах по дорогам мегаполисов не превышает 10 км/час, средняя скорость езды по городу – 25 км/час. И только в выходные или праздничные дни, когда автомобилей на дорогах становится в разы меньше, можно разогнаться до 40-50 км/час.
При этом число ДТП на дорогах страны снижается. Если за первые шесть месяцев 2015 года было совершено 8216 дорожно-транспортных происшествий, то за аналогичный период прошлого – 7901.
С ростом количества машин в Казахстане меняется и рынок, предлагающий автолюбителям различные сервисы и услуги. Например, динамично развивается рынок шин. На нем представлены практически все ведущие международные производители этих изделий, которые имеют в республике своих дистрибьюторов и дилеров. Казахстанцам приходится менять резину каждые два-три года. С учетом резко-континентального климата характерной для нашего шинного рынка чертой является его ярко выраженная сезонность: 55% приходится на долю летних шин, 45% — на долю зимних. Емкость казахстанского рынка шин – 5,5 млн единиц. В денежном выражении это примерно 200–300 млн долларов для грузового и почти столько же для легкового сегментов.
Не остаются в стороне от развития автомобильной инфраструктуры и рестораны быстрого питания. Ежемесячно в окнах Drive Thru (формат автоэкспресс) в шести казахстанских ресторанах Burger King® обслуживается 8 тысяч заказов. Это в четыре раза больше, чем в 2015 году. За прошлый год автоэкспресс рестораны Burger King® обслужили почти сто тысяч автомобилей, тогда как за весь 2015 год – 50 550.
Скорость обслуживания – один из факторов популярности формата автоэкспресс. По словам Ануара Утемуратова, президента и председателя совета директоров Burger King® в Казахстане, именно время играет решающую роль для современного городского жителя. Как правило, клиенты Drive Thru – это автолюбители, которые предпочитают перекусить в машине, а не тратить время на долгие трапезы в кафе или ресторанах. А создание максимально комфортных условий для гостей, которые любят фирменные бургеры, сэндвичи и салаты, – одна из стратегических задач компании Burger King® в Казахстане.
В среднем на оформление и выдачу одного заказа в казахстанских автоэкспресс-ресторанах Burger King® уходит всего от 138 до 150 секунд! Для сравнения, на крупнейшем рынке фаст-фуда (в США) на обслуживание одного клиента тратится от 175 до 240 секунд, в зависимости от времени суток. Наиболее высокие показатели скорости обслуживания приходятся на утро – до 175 секунд: во время завтрака клиент заказывает, как правило, только горячий напиток и круассан или сэндвич. В вечернее время большинство посетителей выбирают кастомизированные опции – изменяют соус и степень прожарки котлеты или булочки. В результате время обслуживания увеличивается до 240 секунд.
В настоящее время 17% от общего числа заказов, сделанных в Burger King®, приходится на окно Drive Thru. В планах компании – открытие еще двух ресторанов в формате автоэкспресс в городах Астана и Актобе.
Инвестиции в строительство одного ресторана в формате автоэкспресс составляют около 180-200 млн. тенге. Самое главное в технологии автоэкспресс – это обеспечение качественной голосовой связи между всеми участниками процесса. Сердце системы – это коробка голосовой связи. В технологии используются ультразвуковые, встроенные в терминал, или магнитные датчики, которые закладывают под асфальт, чтобы связь включалась только тогда, когда машина подъезжает к терминалу.
О BURGER KING®
Основанная в 1954 г. Burger King® является второй в мире по величине международной сетью ресторанов быстрого питания. Более 19 000 ресторанов в 100 странах мира ежедневно принимают более 11 миллионов гостей. Ставшие легендарными обслуживание и бургер Воппер®, приготовление мяса на открытом огне, использование только свежих ингредиентов международного качества определяют успех бренда на протяжение более 60 лет. Казахстан стал 83 страной, в которой функционируют рестораны Burger King Corporation.
Примерно 90 процентов ресторанов Burger King® принадлежат и управляются независимыми франчайзи, многие из них – это семейные компании, присутствующие на рынке в течение десятилетий.
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ФОРМАТА АВТОЭКСПРЕСС
Первый автоэкспресс был открыт в США в 1947 г. в Спрингфилд, штат Миссури. Формат впервые был представлен рестораном сети быстрого питания «Red’s Giant Hamburg», специализировавшейся на гамбургерах. Однако Red’s Giant Hamburg был закрыт в 1984 г., и поэтому звание первого и ныне открытого ресторана формата автоэкспресс принадлежит сети «In-N-Out Burger», открытого в 1948 г. в Лос-Анджелесе. В США и по сей день 24 июля отмечается национальный день «Drive Thru».